О мостах через Генический пролив
Добираясь до Арабатской Стрелки в Херсонской области, на пути туристов непременно встретится город Геническ, который примыкает к северному побережью где, где она сливается с Геническим проливом ― Тонкий, разделяя материковую часть с началом Арабатской Стрелки, а также соединяет Утлюкский лиман с заливом Сиваш.
Доехать до Арабатской Стрелки через пролив можно с помощью двух мостов ― автомобильного моста, ведущего на шоссе, и старого железнодорожного моста, который на данный момент используется как автомобильный.
История мостов от создания и до наших дней
Раньше от Геническа до села Геническая Горка вела железнодорожная ветка, построенная построена еще в начале XX века с целью развития соляного промысла ― отсюда сивашская соль экспортировалась во многие страны, в том числе Египет и Японию.
В 1903-1905 годах через Генический пролив был построен деревянный мост, по которому и было пущено не электрифицированное одноколейное железнодорожное полотно.
Во времена гражданской войны часть железнодорожной ветки была разрушена, о чем дают представления карты 1920-х годов ― по ним видно, что железная дорога в это время проходила только до города Геническ. Вплоть до начала 50-х годов никаких работ по ее восстановлению предпринято не было.
В послевоенное время, когда страна восстанавливалась после руин и нуждалась в строительном материале, на Арабатской Стрелке начали массово добывать песок-ракушняк. Это способствовало тому, что железная дорога была отстроена не только до Генической Горки, но и продвинулась дальше. Возникла необходимость замены деревянного моста на более крепкую конструкцию.
В 1951 году с белорусской станции Орша был доставлен и установлен трофейный металлический мост. Старый деревянный мост хоть и находился в полуразрушенном состоянии, но продолжал использоваться местными рыбаками вплоть до 1964 года, пока не рухнул.
Сегодня это металлическое сооружении является памятником европейского инженерного наследия. Его разработчик ― австрийский инженер Фридрих Рот, спроектировавший конструкцию сборно-разборного моста для венской инженерной фирмы «Waagner-Biro», которая существует по сей день (кстати говоря, именно она проектировала такие архитектурных сооружений, как Сиднейский оперный театр и Лондонский небоскреб-«огурец»). В период между Первой и Второй мировой войной было изготовлено четырнадцать мостов аналогичной конструкции. Данный же мост был построен в годы Второй мировой войны в городе Орша немецкими инженерами.
До середины 70-х годов железнодорожный мост регулярно исполнял свое прямое назначение, ― отсюда вывозили песок, а также до сел на Арабатской Стрелке ходил пассажирский паровоз с прицепными вагончиками.
Постепенное сокращение и, как результат, закрытие песчаных карьеров привело к демонтажу железнодорожного полотна, которое и без того подвергалось частым разрушениям ураганными ветрами и подмывами. В начале 1990-х годов с дороги демонтировали остатки рельсов. Официальная эксплуатация железнодорожного моста прекратилась, но местные рыбаки и любители прыжков в воду с высоты продолжают использовать его и сегодня. Жители Геническа также говорят о том, что по мосту постоянно наблюдается движение частного транспорта.
Потребность в сооружении капитальной переправы через пролив Тонкий особенно остро ощущалась после несколько часового «путешествия» в буксующем по пескам Арабатской Стрелки общественном транспорте. Решение этой проблемы пришло, когда в начале 90-х годов был построен новый капитальный автомобильный мост с выходом на шоссе, которое ведет к зданию компрессорной станции газопровода Стрелковое ― Джанкой ― Симферополь.